УРЛИН ИГОРЬ БОРИСОВИЧ

УРЛИН ИГОРЬ БОРИСОВИЧ

УРЛИН Игорь Борисович

генерал-лейтенант УРЛИН Игорь Борисович г. р. 1934. Начальник Харьковского высшего военного командно-инженерного училища ракетных войск имени Маршала Советского Союза Н. И. Крылова 1981-1990.

Родился 28 мая 1934 года в г. Тамбов в семье военнослужащего. После окончания 7 классов он поступает в 1-е Московское артиллерийское подготовительное училище, затем — в Рязанское артиллерийское училище и оканчивает его в 1953 году.

В декабре 1954 г. вступил в члены КПСС. Был командиром огневого взвода, старшим офицером батареи, командиром батареи, начальником группы войсковой части.

С 1961 по 1966 г. - слушатель Военной инженерной артиллерийской академии имени Ф. Э. Дзержинского, окончил ее с отличием по специальности «командир-инженер-электромеханик» и был направлен для прохождения воинской службы в Ракетные войска стратегического назначения (РВСН). Участник войсковых учений с применением ядерного оружия под городом Тоцком.

С 1968 по 1970 г. - слушатель командного факультета Военной инженерной артиллерийской академии имени Ф. Э. Дзержинского, после окончания которого в 1970-1978 гг. занимает должности командира полка, заместителя командира и командира дивизии, заместителя командующего ракетной армией по боевой подготовке. Получает воинское звание «генерал-майор».

С сентября 1978 г. назначается начальником факультета систем управления — Военного инженерного института имени А. Ф. Можайского, а с ноября 1981 по декабрь 1990 г. — начальником Харьковского высшего военного командно-инженерного училища ракетных войск имени Маршала Советского Союза Н. И. Крылова. В настоящее время военный пенсионер.

Им подчинилась «Сатана»

Перевод И. Б. Урлина в систему военных вузов был вполне закономерным, потому что в практической работе в войсках он тянулся к людям и с большим вниманием относился к подготовке личного состава. Его опыт оказался очень полезным для эффективной вузовской работы. Он хорошо понимал, чему и как надо учить офицеров-ракетчиков, особенно в воспитании командирских качеств, практических и методических навыков, навыков политико-воспитательной работы.

Немаловажно и то, что он хорошо понимал важную истину: даже военным вузом нужно управлять, а не командовать. И в этом отношении он стал достойным продолжателем традиций своих предшественников на этой должности: генерал-лейтенантов С. П. Хадеева, В. Г. Тихонова и С. Ф. Штанько. В училище он понял истину: чтобы разумно управлять военным вузом, необходимо, придя в него из войск, кардинально перестроиться. И ему это удалось.

Став начальником училища и будучи человеком активных действий, Игорь Борисович тщательно ознакомился с состоянием всех видов деятельности и с участием командного и профессорско-преподавательского состава, наметил планы дальнейшего повышения эффективности обучения и воспитания молодых офицеров, постоянно опираясь на партийные и комсомольские организации.

Он систематически и настойчиво убеждал весь личный состав училища в необходимости непрерывного совершенствования учебного процесса, развитии лабораторной и учебно-материальной базы для практического обучения, основное внимание при этом было направлено на приближение обучения к практике войск, начиная с первого курса. Не все сразу положительно восприняли такие новшества и то упорство, с которым начальник училища проводил в жизнь практическую составляющую обучения в подготовке молодых офицерских кадров. Игорю Борисовичу пришлось приложить немало усилий, провести большую работу на факультетах и кафедрах, чтобы убедить не только их руководителей, но и всех участников учебно-воспитательного процесса, военных и служащих в объективной необходимости значительного усиления военной, практической и профессиональной подготовки выпускников училища, наращивая одновременно требования к общенаучному и общеинженерному компонентам.

В качестве важнейших аргументов в необходимости такой трансформации учебного процесса использовались войсковые стажировки преподавателей, анализ отзывов из войск на выпускников и проведение методических сборов кафедр в войсках, с привлечением командного состава частей и выпускников училища.

Важной оказалась поддержка инициатив Игоря Борисовича многими профилирующими кафедрами, ведущими и авторитетными педагогами и учеными училища.

Все это не могло не дать результатов и через 1,5-2 года подавляющее большинство руководящего, профессорско-преподавательского и инженерно-технического состава училища превратилось в убежденных и активных участников претворения в жизнь планов начальника училища, которые стали повседневными планами всех, наполняясь новыми методами, способами, средствами и формами работы. Диапазон работы командного и профессорско-преподавательского состава заметно расширялся и определялся требованием начальника училища: «Учить будущего офицера надо всему, в том числе правильным действиям от подъема до отбоя. К военной службе готовит не только казарма, плац, учебный полигон, но и любое учебное занятие, тренажер, военно-научная работа, каждое общение с педагогом». С большим пониманием стали восприниматься твердость и даже жесткость начальника училища в его стремлении добиться от всех осознания того, что в служебное время необходимо действовать строго по уставам, приказам, инструкциям, положениям, указаниям. А своей энергией он мог увлечь любого, именно о таких людях в народе говорят — неугомонный.

Его рабочий день длился от 10 до 12 часов и основное время «на ногах» — в курсантских и обеспечивающих подразделениях, на кафедрах, посещение учебных занятий и экзаменов. И везде анализ, беседы, а если нужно, то и меры воздействия. Однако высокая требовательность сочеталась с вниманием к людям, доступностью для решения служебных и личных вопросов.

Благодаря этому в училище повысились ответственность всех звеньев за качество своей работы, инициатива и активность профессорско-преподавательского состава, отношение курсантов к обучению и, как следствие, улучшение успеваемости и дисциплины курсантов. Из года в год возрастало число положительных отзывов из войск, уменьшалось количество недостатков, повышались показатели продвижения выпускников по службе. Более действенными стали учебные занятия, воспитательная и научно-исследовательская работа, военно-научная работа курсантов.

Новую роль стали играть методический совет преподавателей, методический кабинет училища, советы преподавателей, регулярно проводимые на курсах с участием курсового звена и курсантов. Неформально стали относиться к методическим экспериментам и распространению передового опыта в училище. Профессора и преподаватели почувствовали интерес к такому повороту и стали активно развивать прогрессивные методы и формы обучения (проблемность, гуманизацию и гуманитаризацию, обучение по индивидуальным планам для лучших курсантов, компьютеризацию, информатизацию), разрабатывать и внедрять тренажеры, приближенные к штатной технике, разнообразные технические средства обучения (контролирующие тестовые устройства, телевидение и ЭВМ), моделирование на ЭВМ физических процессов в изучаемых технических объектах, в штатных образцах вооружения и военной техники, отдельных задач их эксплуатации, тактики и боевого применения, работу штатными расчетами на тренажерах и учебных образцах ракетной техники (и проведение соревнований между ними), учебно-боевых дежурств. ,

Особо следует отметить многодневные учения на учебных ракетных комплексах со смешанными расчетами офицеров — преподавателей и курсантов старших курсов, что позволяло увидеть и преподавателям, и курсантам недостатки подготовки и внести соответствующие коррективы в учебный процесс, эффективнее планировать эксплуатационную практику и войсковую стажировку курсантов. Кроме того, такие совместные учения сближали преподавателей и курсантов, позволяли им лучше понять друг друга и приводили к повышению у курсантов интереса к своей профессии и ракетному вооружению, чувства долга за защиту Родины и гордости за службу в РВСН.

Новые подходы в обучении военных кадров в училище вызывали поддержку у командования РВСН и в Главном управлении военных вузов Министерства обороны СССР, куда начальник училища неоднократно приглашался с докладом по обмену опытом учебно-воспитательной и методической работы. Затем он был назначен членом Совета военных вузов Министерства обороны.

Системность и конкретность внедрялись и в научную работу. По всем видам научной работы училище занимало передовые позиции не только в РВСН, но и среди военных вузов Министерства обороны. Так для повышения эффективности научных исследований стали широко практиковаться комплексные научно-исследовательские работы, выполняемые несколькими кафедрами, основные научные результаты, как правило, защищались авторскими свидетельствами на изобретения. Расширилось научное сотрудничество с академическими институтами и предприятиями военно-промышленного комплекса Москвы, Харькова, Киева, Днепропетровска, Ленинграда, Свердловска и других городов и внедрение разработок ученых училища в ракетной и космической технике.

Ежегодно на выставку научно-технического творчества молодежи при ВДНХ представляли экспонаты, подготовленные научными коллективами курсантов под руководством молодых ученых, которые систематически награждались медалями, в том числе золотыми, и дипломами расширилось участие курсантов в различных конкурсах, в частности во Всесоюзном конкурс студенческих работ, что способствовало усилению внимания курсантов к обучению, расширял их эрудицию и формировало уверенность в завтрашнем дне. Заканчивая училище, они отличались целеустремленностью и занимали активную жизненную позицию. Многие из них затем поступали в адъюнктуру, переводились в военные НИИ и военную приемку, занимали высокие посты в военных структурах, вплоть до аппарата Министерства обороны.

В училище работало два специализированных совета — по защите докторских и кандидатских диссертаций. Подготовка научных кадров находилась под постоянным и весьма жестким контролем начальника училища, систематический анализ состояния дел в этом виде деятельности училища помогал организовать эту работу практически по принципу «безотходной технологии». Защищаются докторские и кандидатские диссертации, научные и учебные подразделения получают молодые научные кадры.

Командование РВСН доверяло училищу подготовку офицерских кадров для вновь вводимых боевых ракетных комплексов, в частности для самой мощной в мире межконтинентальной стратегической ракеты, названной на Западе «Сатана». В училище постоянно возрастало количество специальностей и росли наборы на первый курс обучения.

Начальник училища одной из важнейших своих задач считал подбор и расстановку кадров, обращая внимание не только на военную, научную и профессиональную подготовку, но и на моральные качества претендентов.

Решение сложных задач подготовки современных для того времени офицеров-ракетчиков, способных успешно эксплуатировать самое сложное вооружение, интенсификация учебного процесса и качественное обновление учебно-материальной базы потребовали новых капитальных вложений и дополнительного строительства. Начальник училища добивается необходимого для этого финансирования, что позволяет ввести в строй просторные казарму, столовую, баню для курсантов и тем самым значительно улучшить их быт. Появляется высотный учебный корпус, благодаря которому созданы качественно новые условия для многих кафедр, для проведения учебного процесса и самостоятельной подготовки курсантов во внеучебное время (каждая учебная группа первых и вторых курсов имела для этого постоянную, закрепленную аудиторию). Возводятся и новые объекты на загородной учебно-технической базе. Ежегодно многие десятки офицеров, сверхсрочнослужащих и служащих получают жилье, в том числе в микрорайоне в пос. Жуковского.

Немалая заслуга Игоря Борисовича в том, что училище по итогам года неоднократно добивается звания лучшего в РВСН и в Харьковском гарнизоне. Оно четырежды подряд награждается переходящим Красным Знаменем Военного Совета РВСН, после чего знамя было передано училищу на вечное хранение.

За заслуги в подготовке высококвалифицированных офицерских кадров, активное участие в военно-патриотической работе среди населения и в связи с 40-летием Победы советского народа в Великой Отечественной войне Указом Президиума Верховного Совета УССР от 5 мая 1985 года училище награждается Почетной грамотой.

Игорь Борисович награжден тремя орденами (Красной Звезды, «За службу Родине» II и III степени), 11 медалями, нагрудным знаком Государственного комитета СССР по народному образованию «За отличные успехи в работе» и медалями Федерации космонавтики СССР за непосредственное участие в обеспечении выполнения программ космических исследований в СССР.

Неоднократно избирался в состав городского и областного Советов народных депутатов.

Литература об И. Б. Урлине

1. Харьковскому высшему военному командно-инженерному училищу ракетных войск имени Маршала Советского Союза Н. И. Крылова - 50 лет: Крат. ист. очерк / Под ред. В. Б. Толубко. — X.: ХВВКИУ. - 1991. - 140 с.

2. Хроника основных событий истории Ракетных войск стратегического назначения / Под общ. ред. И. Д. Сергеева. - ЦИПК. - 1994. - 284 с.

3. Харківський військовий університет: основні етапи розвитку і Місце Збройних сил України / В. I. Ткаченко, М. П. Деменко, О. С. Челпанов та ін. // Навчально-виховний процес: Методика, досвід, проблеми: Наук, метод, зб. — 2001. — №5.-С. 1-32.


В. Н. Чинков, Г. И. Костиков

463