ШТАНЬКО СТЕПАН ФЕДОТОВИЧ

ШТАНЬКО СТЕПАН ФЕДОТОВИЧ

ШТАНЬКО Степан Федотович
Герой Советского Союза генерал-лейтенант ШТАНЬКО Степан Федотович (1922-1981), Начальник Харьковского высшего военного командно-инженерного училища 1970-1981.

РОДИЛСЯ 28 февраля 1922 года в поселке Красный Лиман на Донбассе в семье шахтера. 17-летним юношей вступил в ряды Советской Армии. Поступив в Ростовское артиллерийское училище, он окончн.ч его в самый канун войны — 22 июня 1941 года. С первых дней войны в должности командира взвода артиллерии 827-го стрелкового полка 197-й стрелковой дивизии 49-го стрелкового корпуса Юго-Западного фронта принимал участие в оборонительных боях в Западной и Правобережной Украине, в обороне Днепра.

Фронтовая судьба Степана Федотовича сложилась так, что он оказался участником многих крупных сражений Великой Отечественной войны. В частности, в 1943 году в должности командира батареи он участвовал в боях по освобождению Кубани. В одном из боев, выполняя поставленную задачу, батарея С. Ф. Штанько сдерживала яростные контратаки немцев на одной из господствующих высот, которую впоследствии назовут «Высотой героев». Здесь он был тяжело ранен, но после госпиталя снова стал в строй. А далее были бои по штурму Сапун-горы, по преодолению вражеской обороны Карпат, за освобождение Польши, Венгрии, Чехословакии.

После войны продолжал службу в армии. В 1951 окончил Военную академию имени Ф. Э. Дзержинского, в 1958 г. — Академию Генерального штаба имени К. Е. Ворошилова. В 1962 г. Степану Федотовичу было присвоено звание генерал-майора.

Герой Советского Союза. Награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны I и II степени, Трудового Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды, орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени, многими медалями.

Человек с «Высоты героев»

В 1970 году Степан Федотович назначается начальником Харьковского высшего военного командно-инженерного училища. Это был период жесткой конфронтации Советского Союза и США, военного блока НАТО и Варшавского Договора. Ракетные войска стратегического назначения были главным аргументом в этой конфронтации с Западом. Понимая роль и значение высококвалифицированных военных кадров для укрепления боеспособности и повышения боевой готовности войск, новый начальник училища направил все усилия на дальнейшее повышение уровня подготовки молодых офицерских кадров.

Высокие деловые качества, жизненный и войсковой опыт, умение располагать к себе людей в сочетании с высокой требовательностью позволили Степану Федотовичу организовать работу коллектива училища в направлении дальнейшего совершенствования учебно-материальной базы, улучшения бытовых условий как переменного, так и постоянного составов.

Совершенствуется организация учебного процесса, получают дальнейшее развитие новые формы и методы обучения и воспитания курсантов, возрастают требования к командному и профессорско-преподавательскому составу. Поддерживается и распространяется передовой опыт учебно-методической и воспитательной работы кафедр и курсантских подразделений. Особое внимание уделяется разработкам и внедрению современных технических средств обучения в учебный процесс. Понимая важность и эффективность данного направления в подготовке выпускников училища, Степан Федотович лично возглавил эту работу и создал рабочую группу по переоборудованию аудиторий.

Результатом этих усилий стал новый качественный скачок в реконструкции и оснащении новейшим оборудованием всей учебно-материальной базы. К 1972 году был введен в учебный процесс эксплуатационно-тренажерный комплекс в Померках. Курсанты получают возможность практически отрабатывать на учебном командном пункте и учебной пусковой установке свои теоретические знания, полученные на занятиях. Здесь же отрабатываются все штатные и нештатные ситуации, которые могут возникнуть на боевом дежурстве. Уже через год в отзывах о выпускниках соответствующие командиры отмечали возросший уровень практических навыков молодых офицеров.

В этот период в районе поселка Проходы начинает функционировать новое стрельбище. Обучаемые получают возможностьболее качественно отрабатывать вопросы огневой подготовки. Одновременно вводится в строй автодром, где каждый курсант приобретает навыки вождения военных автомобилей.

Беспокоило начальника училища отсутствие настоящего спортивного комплекса. Он добивается от горисполкома разрешения на его строительство. Вскоре на месте бывшего оврага вырос современный спортивный комплекс со стадионом, водным бассейном, тренировочными залами. Коллектив училища получил возможность повышения массовости и результативности спорта, привития курсантам любви к физическому воспитанию.

Росли новые жилые здания для постоянного состава, общежития для курсантов, клуб, столовая, другие сооружения, а неугомонный Степан Федотович все строил новые планы для благоустройства училища.

Дальнейшее совершенствование ракетного вооружения на базе достижений науки и техники, перспективы развития ракетных войск постоянно ставили перед высшими военно-учебными заведениями новые задачи. Совместно с другими училищами, управлениями Ракетных войск, войсковыми частями проводится работа по уточнению перечня специальностей, требований к выпускникам военно-учебных заведений с учетом состояния и перспектив развития ракетно-космической техники на ближайшие 10 лет.

Осуществляется работа по повышению практической направленности обучения и обеспечению готовности выпускников училища к выполнению функциональных обязанностей на первичных офицерских должностях. Для этого на кафедрах создаются учебно-боевые и учебно-тренировочные посты, оснащенные современной техникой и контрольно-измерительной аппаратурой, совершенствуется содержание и методика проведения тактико-специальных учений, занятий по оперативно-тактическим и тактико-специальным дисциплинам.

В учебный процесс широко внедряются методы программированного обучения, учебное телевидение, электронно-вычислительные машины. Значительно возросло число обучаемых на всех факультетах.

Много пришлось ездить по стране генерал-лейтенанту артиллерии С. Ф. Штанько. При переездах на новое место службы Степан Федотович более всего заботился о том, чтобы полностью была упакована домашняя библиотека и не были забыты семена от кремлевских елочек. Под непосредственным его руководством в войсках и в училище создавались питомники, на которых красавицы-елки пересаживались к учебным корпусам, клубам, общежитиям, столовым, скверам. Точно также он заботился о высадке роз и фруктовых деревьев.

На всю жизнь сберег Степан Федотович любовь к поэзии, и в свои почти 60 лет наизусть читал многие стихи. И все пополнял и пополнял художественной литературой свою библиотеку. Без словаря читал произведения на английском языке, владел множеством народных и собственных афоризмов, многие из которых и в настоящее время вспоминают ветераны училища.

Умер 22 сентября 1981 года, похоронен в Харькове.

Имя героя носит улица в пгт Горняцкий, Ростовской области.


Литература о С. Ф. Штанько

1. Герои и подвиги. - М., 1964. - Кн. 4. - С. 317-319.

2. Они прославляли Родину. — 3-е изд. — Ростов н/Д. — 1965. — Кн. 2. — С. 174-176.

3. Герои боев за Крым. — Симферополь, 1972. — С. 272-273.

4. Заря коммунизма: Газ. (Донец, обл., г. Красный Лиман). — 1982. — 23, 26, 27, 29, 30 янв.; 2, 3,4, 5 февр.

5. Герои Советского Союза. — М.: Воениздат, 1988. — С. 799-800.

6. Харьковскому высшему военному командно-инженерному училищу ракетных войск имени Маршала Советского Союза Н. И. Крылова - 50 лет: Крат. ист. очерк /Под ред. В. Б. Толубко. - X.: ХВВКИУ, 1991. - С. 54-56.


Г. И. Костаков, Ю. И. Панфилов

486